Поверка счетчиков воды

       Счетчики воды заменили нормы потребления оплатой за объем реально потребленного ресурса. Те из частных абонентов, кто платил за 9 м³ воды на одного проживающего, стали платить до 4,5 м³ в месяц. Выгода для большинства владельцев от применения счетчиков очевидна.

     Водомерные приборы помогают снабжающим организациям вести учет питьевой, сетевой и сточной воды. Они в составе теплосчетчиков замеряют поступление теплоносителя потребителям. В практических целях, чтобы было проще было различать водосчетчики, применяется цветная маркировка. Если на корпусе стоит красная полоса, значит это счетчик горячей воды (ВСГ). Полосой синего цвета маркируются водомеры ограниченного назначения. Они предназначены только для холодной воды, счетчики ВСХ, это учитывают специалисты при установке изделий.

     Согласно действующему законодательству приборы учета расхода воды должны поверяться при установке и в процессе последующей эксплуатации с определенной периодичностью. Эта норма закреплена Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Она также определяет оплату проведения поверки собственником прибора. Существуют соответствующие подзаконные акты, в которых подробно расписана методика и сроки проведения поверочных мероприятий, определены полномочия аккредитованных организаций.

А столь ли необходима поверка расходомера воды?

     Если отталкиваться не от законодательной базы, предписывающей поверку собственникам приборов регулярно, а от повседневной практики, зададимся вопросом: «Нужна ли вообще поверка счетчика воды, не является ли поверка лишней процедурой, способом нажиться за счет потребителя»? Если рассматривать само водопотребление, то любой измерительный прибор должен давать погрешность измерений, ничего идеального в метрологии не существует.

     Исключением не являются водомеры, перед продажей на заводе они проходят приемо-сдаточные испытания, а результаты заносятся в технические паспорта. Разброс показаний наиболее популярных у пользователей моделей составляет плюс/минус 0,5–2,0%. Что еще можно купить по вполне бюджетной цене прибора? Такая погрешность приемлема как для потребителей, так и заинтересованных водоснабжающих организаций. В чем проблема?

Кого потребители считают своим «другом»

     Однако, самое время сказать: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Проработав на протяжении нескольких лет, прибор начинает «привирать» настолько, что несколько процентов погрешности покажутся «кошкиными слезками». Если не брать вихревые, ультразвуковые, электромагнитные и другие водомеры, используемые в промышленности, там свои требования, механические счетчики для населения в своей массе «набирают» погрешность 5%–7%, а это в разы превышает установочные.

     Не удивятся этим цифрам коммунальщики, им нередко встречаются работающие приборы с погрешностью 20–40%. А это уже не в разы, а на целый порядок больше допустимого. Причем, речь идет скорее не о погрешности как таковой или разбросе параметра, когда прибор барахлит, а «качели» двигаются то в одну, то в другую сторону, не принося никому выгоды при оплате за потребление. Это отклонение значений в одну сторону, причем обычно «таксометр» работает не в интересах потребителя. Почему?

Несовершенство метода измерений

     Чтобы понять причину искажений показаний, надо рассмотреть принцип действия водомеров. Наиболее распространена механическая (тахометрическая) конструкция прибора. В проточную часть корпуса помещена на опорах крыльчатка или турбинка. Она связана с счетным механизмом, учитывающим количество оборотов тахометра. Счётчики оснащаются механическим счётным механизмом или индукционным узлом съёма сигнала. Подвижная часть приводится в движение проходящей струей воды.

     Скорость вращения пропорциональна скорости потока, а значит, и расходу протекающей через сечение трубопровода воды. Счетный механизм отделяется от попадания в него влаги герметичной перегородкой, такие расходомеры называются сухими и чаще всего повсеместно применяются. Герметичность водомерной вставки является одним из условий правильного считывания информации. Если произошла разгерметизация прибора, на внутренней стороне смотрового окошка для снятия показаний появляются капли воды, такой прибор подлежит ремонту или замене.

     Несовершенство используемого метода состоит в том, что используется косвенный метод измерения параметра. По большому счету, достоверным можно считать только прямой метод, когда измеряется непосредственно объем, а не скорость перемещения агента. Вода предварительно должна поступать в мерный резервуар, оборудованный датчиками по всей высоте стенок, подобно рискам.

     Там накопительным итогом с помощью контроллера фиксировался бы объем протечки и суммировался с предыдущим расходом. Только после этого жидкий агент транспортировался бы к водоразборным точкам. Точность измерения такой установки составляла бы сотые доли процента. Однако трудно представить в какую «копеечку» обошлось бы потребителям подобное усовершенствование и насколько более громоздким получился прибор учета для населения.

Плохое качество воды как причина проблем

     Поскольку используется существующий метод, то для точности показаний требуется, прежде всего, получить ламинарный поток воды без перемещения слоев и пульсаций. Внутри расходомерной камеры устанавливается специальный обтекатель, смягчающий попадание воды на крыльчатку, поток перед попаданием на нее разделяется на несколько струй. Чтобы избежать завихрений среды в турбулентном потоке, счетчики устанавливают на прямых участках подающего трубопровода. Расстоянии до ближайшего колена не должно превышать 2d трубы.

     Несмотря на эти и другие меры, показания счетчика при большом напоре дают погрешность в сторону увеличения потребления. При спокойной струе показания потребляемого объема меньше, с учетом этого можно экономить водопотребление регулируя вентиль или изначально проложить трубы большего диаметра и установить изделие с большим диаметром условного прохода.

     Ответим теперь на главный вопрос: «Что же происходит в процессе эксплуатации счетчика и так сильно искажает показания»? Основной причиной являются твердые наслоения и налет внутри мерной камеры, забивание сором и солевыми отложениями водомерной вставки и проточной части трубы. В результате лопасти вращаются струей меньшей в сечении, но перемещающейся в камере с большей скоростью, как результат возросшего давления. По составу отложения представляют слои хлорсодержащих веществ, соли кальция, железа.

Причиной является ржавая и чрезмерно жесткая вода, отсутствие фильтров тонкой очистки в системе водоснабжения.

Сроки поверки водомеров

     Периодичность поверки регламентирована на законодательном уровне и составляет для приборов учета потребления:

• горячей воды 4 года;

• холодной воды 72 месяца или 6 лет.

     Такая разница обусловлена тем, что в системах ГВС на основные компоненты (крыльчатку, прокладки) воздействуют температуры 70°–90°, от этого они изнашиваются быстрее. Срок поверки может уменьшиться, если в техническом паспорте на изделие имеется расхождение, например, указан срок 5 лет. Стоит отметить, что декларируемый производителями срок службы составляет 8–10 лет, а фактический 6–8 лет. Поэтому на практике получается, что 50% водомеров «не доживают» до второй по счету поверки. Такая информация позволит собственнику прибора определиться с дилеммой: «Продлевать срок службы новому счетчику или проще купить новый за 600–1200 рублей.

Способы поверки водомеров

     Поверка, согласно действующему законодательству, является обязательной процедурой. Это означает, что вопрос о добровольности проведения поверки снимается сам собой. Не прошел в установленном порядке метрологические испытания? Тогда плати за кубометры водопотребления, водоотведения и полив по нормативу за каждого проживающего в помещении.

     После даты просроченной поверки автоматически происходит расчет по среднедушевому потреблению. С этого момента показания счетчика больше не будут иметь ничего общего с цифрами в квитанции (6м³ холодной и 3м³ горячей воды на человека в месяц и ни литром меньше).

     Определены и способы прохождения обязательного метрологического контроля. На выбор предлагаются следующие варианты:

1. Собственник самостоятельно снимает счетчик и отвозит его в метрологическую лабораторию. Поверка может занять нескольких до 10 дней, поэтому на место прибора устанавливается временная вставка, а водопотребление рассчитывается по нормативу. Нарушать самому пломбы и ставить запрещено, поэтому приглашается представитель управляющей компании. Оплата такой услуги составляет от 250 до 600 рублей;

2. Специалист вызывается на дом и производит поверку водомерного прибора. В свою очередь, она может производиться двумя способами: со снятием или без снятия прибора. Стоимость процедуры 600–1200 рублей
Надо сказать, что и сами потребители могут инициировать внеплановую поверку прибора. Такая необходимость возникает, когда есть подозрение, что водомер завышает потребление воды.

Поверка счетчиков воды без снятия

     Наиболее приемлемым вариантом для абонентов является поверка водяного счетчика «без снятия». На период инспекционной проверки водомер не демонтируется и остается в постоянной локации там, где он изначально установлен. Как вид поверки на дому, такой способ более удобен для пользователей водой и имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1. Абоненту не надо посещать метрологические лаборатории и уполномоченные инстанции, тратя на визит свое драгоценное время;

2. Не требуется отключать на длительное время подачу воды в систему обеспечения объекта;

3. Поверка является более «щадящим вариантом» для самого измерительного прибора, «кантование» изделия увеличивает вероятность повреждения изделия при транспортировке в/из измерительную (ой) лабораторию (и);

4. Не нарушаются герметичные соединения водомерной вставки (сгонов, уголков, тройников, запорного крана, водяного фильтра с водомером) при откручивании гаек или цанговых фитингов;

5. «Дистанционная поверка» незаменима в производственных постройках и многоквартирных домах (МКД) с изношенными трубопроводами: плачевное состояние гидравлического тракта сделает любое вмешательство аварийно опасным мероприятием.

6. Процедура проверки изделия на дому обходится намного дешевле, если брать квартиросъемщиков, чем в специализированном центре.

     Проводить метрологическую поверку расходомеров горячей и холодной воды имеют право только специализированные организации. Они обязаны получить в установленном порядке «аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений», выданный Росаккредитацией.

     Сама процедура поверки счетчика очень проста и занимает от силы 20–25 минут до 1 часа (для нескольких приборов), причем большую часть времени отнимает заполнение разрешительных документов. Процесс вычисления поверочных работ должен соответствовать ГОСТ 8.156 и МИ 1592-99 «Счётчики воды. Методика поверки».

     Поверка счетчиков на дому без снятия проводится с помощью переносного оборудования, называемого «переносными проливными расходомерными установками».

Возникает закономерный вопрос: «Насколько точны показания самой установки поверяющих организаций, чтобы им верить? Например, не может ли откалиброванный водомер быть списан в утиль на основании высокой погрешности самого средства измерения?».

     Поскольку в последнее время массовое распространение получили, в том числе у населения, прецизионные водомеры класса точности 0,15%, метрологическими организациями применяются измерительные установки класса точности не хуже 0,05%. Во всяком случае, в уполномоченной организации должен иметься сертификат на парк подобных измерителей.

     Процесс поверки без снятия прибора заключается в измерении веса проливки (объема воды, поступившей через эталонный расходомер) на весах высокой точности:

• поверочная установка подключается к гусаку или изливу смесителя с резьбой соединительным шлагом;

• закрываются все водоразборные точки: вентили, краны и задвижки, при этом метролог (поверитель) должен убедиться, что показания расходомера не меняются;

• сливной отвод установки направляется в резервуар для жидкости, установленный на весовом устройстве;

• снимается начальное показание счетчика, отрывается кран, подающий воду в проливную установку;

• после заполнения резервуара до 2,5–3,0 литров кран закрывается и снимается окончательное показание счетчика;

• пролитая вода взвешивается на установке и показания переводятся в литры;

• сравниваются результаты замеров установки и счетчика воды, определяется расхождение показаний в процентах (погрешность);

• 5 раз процедура повторяется и по результатам выводится средняя величина погрешности водомерного прибора.

      Если значение погрешности вписывается в максимально допустимый предел, поверитель выписывает свидетельство о поверке прибора с указанием даты следующей поверки счетчика и делает отметку в техническом паспорте прибора (если он предъявлен). На приборе ставится штамп, и он опломбируется (присутствие пломбы необязательно).

     Процедура опломбирования имеет маленькую тонкость, без соблюдения которой она может не состоятся. Рядом с прибором всегда имеется запорный металлический/металлопластиковый кран с ушком, в которое продевается пломбировочная проволока. Если его нет, запломбировать водомерный узел не получится. Он устанавливается на одном с общим вентилем отводе общедомового стояка и служит для предотвращения несанкционированного отбора воды в обход счетчика.

      В случае превышения допустимой величины погрешности (обычно более 2%) поверитель предлагает отремонтировать и откалибровать изделие или установить вместо него другое. Существенным препятствием к ремонту может служить «пробег» больше 500 м³, при достижении которого прибор считается неремонтопригодным. В случае, если владелец отказывается от обоих вариантов, показания счетчика признаются недействительными и абонент переводится на нормативную оплату потребления воды.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *