Подготовка систем теплоснабжения к отопительному сезону

        Здраствуйте, уважаемые читатели! Чтобы внутренние системы отопления надежно работали зимой, необходимо в летний период провести профилактические работы. В подготовку систем теплопотребления к отопительному сезону входят такие работы, как например: осмотр и ревизия элеватора, осмотр и прочистка грязевиков в ИТП, ревизия и ремонт запорной арматуры (задвижек). Так как далеко не везде ИТП модернизированы (элеваторная схема с подмесом заменена на схему с насосом и регулируемым клапаном, параллельные задвижки заменены на шаровые) рассмотрим работы по подготовке к зиме в стандартном теплоузле «советского» образца.

         После окончания отопительного сезона необходимо провести профилактический осмотр механического элеватора. Если в работе элеватора в течение отопительного сезона возникали неполадки, то необходимо разобрать элеватор и проверить, все ли в порядке с соплом.

Элеватор в ИТП

Если элеватор работал в целом без сбоев, это хорошо, но можно  провести профилактическую прочистку сопла (конуса) следующим образом. Закрываем вводные задвижки в ИТП, закрываем домовую задвижку на обратке, домовую на подаче открываем, и через дренажный кран под действием статического давления проводим профилактическую прочистку и промывку элеватора. Вводные задвижки — это самые первые задвижки на вводе в теплоузел на подаче и обратке. Домовые задвижки — это  задвижки в ИТП , после которых теплоноситель уходит непосредственно в дом. Домовая задвижка на подаче всегда после элеватора по ходу движения теплоносителя.

         Грязевик в тепловом пункте в межотопительный период необходимо почистить.

Грязевик

Грязевик разбирается для прочистки решетки. Очистку решетки грязевика делают металлической щеткой, отдельные отверстия прочищают металлической проволокой. Здесь также можно провести профилактическую промывку и прочистку грязевика. Отверстия в решетке грязевика прочищаются обратным ходом воды путем открытия соответствующих задвижек и открытия сбросного крана.

        Основное внимание при проведении работ по подготовке систем отопления к отопительному сезону следует обратить на ремонт и ревизию запорной арматуры, в основном задвижек.

Задвижка в ИТП

Ведь неисправные задвижки не дают возможности надежно отключить участок внутренних сетей теплоснабжения, и не позволяют проводить ремонтные работы. И вообще, очень много проблем может создать неисправная запорная арматура в тепловом пункте во время отопительного сезона, если случится нестандартная ситуация. Поэтому ревизия и ремонт запорной арматуры строго обязательны и в интересах самого потребителя тепла.

        В параллельных задвижках затвор состоит из двух параллельных дисков и помещенного между ними клина, который при закрытии задвижки плотно распирает диски. Параллельная задвижка отличается от клиновой тем, что уплотнительная поверхность затвора у нее расположена параллельно, в клиновой же под углом. В параллельных задвижках, которые используются для отопления и горячей воды обычно есть бронзовые уплотнительные кольца для лучшего уплотнения отверстия задвижки. Бронзовые кольца вставляются внутрь корпуса путем запрессовки. Такие же кольца (вставные) насаживаются на диск, так что при вращении маховика  кольца дисков скользят по кольцам корпуса. При закрытии задвижки таким образом достигается необходимая герметичность.

        Однако в процессе эксплуатации в задвижку  попадает песок, окалина. При закрытии задвижки крупный песок или окалина, застревают между уплотнительными кольцами, и прорезают канавки на кольцах. Задвижка, таким образом, теряет герметичность, или как говорят — «не держит». Что тут можно сделать? Необходимо разобрать задвижку и произвести шлифовку уплотнительных колец дисков, для того чтобы уплотнительные кольца дисков были точно подогнаны к кольцам корпуса.

      Притирка проводится шлифующим порошком по смазанным маслом поверхностям колец. После того, как достигается необходимая притирка, задвижку собирают. При сборе задвижки под крышку кладется новая прокладка, смазанная маслом с графитом. Затем набивается сальник асбестовой набивкой, последнее кольцо лучше сделать из термостойкой резины. После всего этого задвижку необходимо подвергнуть гидравлическому испытанию, то есть опрессовать и проверить на герметичность. После опрессовки и проверки на плотность можно считать дело сделанным.

        Потом, в течение отопительного сезона нужно периодически осматривать запорную арматуру, в случае необходимости подтянуть сальник. Зато уже будет уверенность, что запорная арматура работает, надежно открывает и закрывает проход теплоносителя.

     На тему подготовки к отопительному сезону я написал книгу, с одноименным названием, просмотреть ее можно по ссылке ниже:

Подготовка к отопительному сезону

Книга эта написана мной на основе моего 15-летнего опыта теплоэнергетика-практика. К книге я также приложил дополнительные материалы, а именно: план мероприятий по подготовке к отопительному сезону в формате Exel, рабочие программы промывки и опрессовки внутренней системы теплоснабжения здания, формы актов промывки и опрессовки в формате Word, паспорт ИТП (теплового пункта) со схемой, паспорт тепловой сети (теплотрассы), инструкцию по эксплуатации ИТП в формате Word, ответы при сдаче экзамена на ответственного за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок в Ростехнадзоре по системе ОЛИМПОКС (тестирование на компьютере).

А вот содержание книги:

1. Введение

2. Из чего состоит подготовка к отопительному сезону?

3. Мероприятия подготовки к отопительному сезону (назначение ответственного по приказу за эксплуатацию теплоэнергоустановок, сдача экзаменов в Ростехнадзоре.)

4. Ревизия и ремонт запорной арматуры и другие технические мероприятия

5. Промывка и опрессовка внутренних систем теплоснабжения

6. Заключение


34 комментарий на «Подготовка систем теплоснабжения к отопительному сезону»

  1. Олег Клышко пишет:

    Полезная информация для тех кто живет в своем котедже, доме. 

    Ответить
  2. admin пишет:

    Как говорится, готовь сани летом.

    Ответить
  3. Вадим пишет:

    Здравствуйте.С интересом продолжаю читать ваши статьи.По поводу ревизии задвижек возник следующий вопрос.У нас в новостройке,которую я обслуживаю (дому всего 2 года) из 16 задвижек держат только 3!!! Раньше дом сдавали путём «махинаций» со стрелкой манометра)) Сейчас пришёл другой начальник и требует ревизировать задвижки,пару штук открыли- всё чисто,мусора нет,раковин на клиновой задвижке нет,а не держит,начальник предложил схитрить и глушить,но при сдаче,если представитель теплосетей попросит открыть такую задвижку,то давление не упадёт и хитрость будет раскрыта.А шлифовать все диски на задвижках это очень трудоёмко и нет полной уверенности что это поможет.Может есть ещё какие-то приёмы чтобы задвижка держала?Если нет,то где можно подробно почитать про технологию притирки дисков задвижек?

    Ответить
    • admin пишет:

      Здраствуйте, Вадим! То, что вы описываете, мне тоже так приходилось выкручиваться. А что делать, если арматура «древняя», а ИТП сдавать надо. Насчет приемов шлифовки дисков, на очень «древних» задвижках это может и не помочь. Я вам, книжку, Вадим, скинул по эл. почте, там много всякой полезной информации по эксплуатации внутренних систем теплоснабжения. Одна из настольных книг у меня.

      Ответить
      • Алексей пишет:

        А мне такую книжечку можно сбросить?

        Ответить
        • Денис пишет:

          Отправил вам книгу по эл.почте.

          Ответить
          • дарья пишет:

            И мне скиньте пожалуйста книгу !

            Ответить
          • Николай пишет:

            Отправьте мне тоже эту книгу, заранее благодарен.

            Ответить
      • Михаил пишет:

        Уважаемый admin .

        Прочитал ваши советы, проблема притирки задвижек настолько всеобщая (пост Вадима -наглядная иллюстрация) что столкнувшись с ней многие не знают как поступить. Я в их числе. Из восьми задвижек надёжно держит одна! Просьба к Вам, пожалуйста,скиньте мне эту книгу по эксплуатации, или ссылку на неё. Буду очень признателен.

        Ответить
        • Денис пишет:

          Ага, Михаил, сбросил вам книгу по эл. почте

          Ответить
  4. Михаил пишет:

    спасибо очень важные примечания про задвижки 

    Ответить
  5. Михаил пишет:

    доброе время суток подскажите какое давление должно быть в системе при подпитке здания в тц 

    Ответить
    • admin пишет:

      Здраствуйте, Михаил. Не совсем понял, что такое тц? Вообще давление в системе в межотопительный, летний период должно быть таким, чтобы отопительная система в самой верхней точке здания была заполнена.

      Ответить
  6. Оксана пишет:

    Очень полезная информация на сайте, а главное можно получить консультацию по интересующему тебя вопросу. Спасибо создателю сайта.

    Ответить
    • admin пишет:

      Спасибо, Оксана, за добрые слова!

      Ответить
  7. Ольга пишет:

    Добрый день. Можно ли вместо вводной задвижки использовать стальной шаровый кран? Спасибо.

    Ответить
    • Денис пишет:

      Здравствуйте, Ольга! Да, конечно, использовать на вводе стальной шаровый кран можно .

      Ответить
  8. Юр Иваныч пишет:

    Сайт отличный!Мне 51 год,работал на ливнёвке.В августе того года пошёл сантехником на завод с тяжёлой судьбой.Предшественники мои сломались в виду того,что всё изношено.Ну а я упорный.Что поразило:месяц тому назад в цех арендатора пошла вода,явно не грунт и не канализация.Смог вывести эту воду в канализацию.Схема трубопроводов у нас крайне приблизительная.Решили заглушить один участок.Задвижка там не держала.Раскопали,перекрыли воду на завод.Снимаю болты,дергаю шток и просто дурею-у задвижки нет внутренностей.Нашли решение,заглушили.Ещё раз спасибо,сайт очень нужный.

    Ответить
    • Денис пишет:

      Рад видеть вас, Юрий Иваныч, на своем сайте, и спасибо за искренние слова и жизненную историю! Заходите на блог.

      Ответить
  9. Андрей пишет:

    Добрый день,Денис.пожалуйста мне скиньте на эл.почту такую книжку.С ув.ваш почитатель.

    Ответить
    • Денис пишет:

      Добрый день, Андрей! Сбросил вам книгу по эл.почте. Всегда рад вас видеть у себя на сайте!

      Ответить
  10. Дмитрий пишет:

    Добрый день, все очень интересно, скажите можно ли скинуть эту книжку на мою электронную почту

    Ответить
  11. Татьяна пишет:

    А мне бы такую книжечку тоже, тем более я у Вас на подписке. Спасибо за ранее! А что-нибудь про правила приемки теплосетей и тепловых пунктов МКД посоветовать можете ресурсникам на что внимание обратить при приемке дома

    Ответить
    • Денис пишет:

      Отправил по эл.почте, Татьяна

      Ответить
  12. Александр пишет:

    Станьте пожалуйста книгу на мыло.Спасибо.

    Ответить
  13. Дмитрий пишет:

    Доброго времени суток, подскажите пожалуйста какие согласования необходимо при модернизации ИТП и можно ли работы проводить в отопительный сезон если это отдельно стоящее не жилое здание?

    Ответить
    • Дмитрий пишет:

      Вот и я в законодательстве ни где не нашел что работы в отопительный сезон запрещено проводить.

      Ответить
  14. Эдуард пишет:

    Добрый день!

    Случайно набрёл на Ваш блог. В силу жизненных обстоятельств пришлось менять квалификацию) и заниматься эксплуатацией сетей теплоснабжения и водоснабжения, узнал много полезного для себя, продолжайте в том же духе.

    И если можно скиньте книгу на мыло.

    Спасибо!!!!

    Ответить
  15. Эдуард пишет:

    Добрый день!

    Спасибо за Ваш блог, узнал много нового для себя, продолжайте в том же духе))) и если можно киньте книгу на e-mail.

    Ответить
  16. Михаил пишет:

    Денис, добрый вечер! прочитал комментарии, на моем теплопункте тоже обнаружил задвижку без внутренностей, просто обалдел, летом видимо предстоит общая ревизия...сам электрик но волей судьбы занялся теплом...если можно отправьте книгу ...

    Ответить
    • Денис пишет:

      Здравствуйте, Михаил. Отправил.

      Ответить
  17. ольга пишет:

    друзья, что за «книжка волшебная» такая. Все просят и я хочу тоже, может чему новому научит

    Ответить
  18. ольга пишет:

    имею желание получить волшебную книжку

    Ответить
  19. Абу пишет:

    Сбросьте пожалуйста и мне книгу

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *