Наружная коррозия

       Здравствуйте! Наружная коррозия трубопроводов, проложенных под землей, является одной из главных причин аварий и внештатных ситуаций в тепловых сетях.

      Наружная коррозия бывает двух видов: сплошной равномерной и язвенной очаговой. Более опасной считается (и так оно и есть на самом деле) язвенная очаговая коррозия. Денный вид коррозии приводит к сквозным повреждениям, по другому свищам. Скорость распространения в трубопроводах теплоснабжения язвенной очаговой коррозии достигает 1,4 – 1,8 мм/год. В сравнении с этим сплошная равномерная коррозия менее опасна, скорость ее распространения – 0,1 – 0,2 мм/год.

      Наружная коррозия надземных трубопроводов подразделяется по видам: химическая, электрохимическая, электрическая (от блуждающих токов).

      Химическая коррозия – это коррозия, которая возникает в результате воздействия на металл труб различных веществ (газов, жидкостей). Эти вещества попадают на поверхность трубопроводов через изоляцию. Химическая коррозия – это сплошная коррозия, процесс ее распространения происходит равномерно. При этом труба «съедается» коррозией постепенно, без резких скачков.

      Электрохимическая коррозия – эта коррозия возникает в результате того, что металл (электрод) вступает в реакцию с химически агрессивным грунтом (растворами электролита). Коррозия здесь происходит в анодной зоне, в которой осуществляется выход ионов металла в грунт. При электрохимической коррозии на трубах теплоснабжения появляются местные язвы, пробоины довольно большой глубины, которые затем могут развиться в сквозные отверстия в стенке трубопровода.

      Электрическая коррозия, как правило, появляется в результате воздействия на трубу тока, «блуждающего» в грунте. В грунт ток зачастую попадает в результате его утечки из рельсов электротранспорта. Что же здесь происходит? Такой блуждающий ток попадает на трубу, затем движется по ней, а вблизи тяговой подстанции выходит в грунт. На трубе же, в месте выхода блуждающего тока, образуется очаг электрокоррозии.

      На интенсивность и быстроту протекания коррозии оказывают влияние следующие факторы: 1) температурный режим трубопроводов теплоснабжения; 2) наличие влаги, кислорода; 3) химически активные и агрессивные соли и кислоты грунта, грунтовых вод.

      Температура поверхности трубопроводов оказывает большое влияние на интенсивность поступления к трубе кислорода, углекислого газа и других агрессивных газов. Когда температура повышается, то увеличивается скорость выхода кислорода из воды. Это с одной стороны, а с другой уменьшается растворимость кислорода в воде, из-за того, что снижается коэффициент абсорбции и парционального давления кислорода. В результате всех этих процессов происходит подсушивание теплоизоляции перемещение влаги к периферии.

       Важно знать, что скорость наружной коррозии сначала растет, достигает максимума при 65 – 75 °С, а затем начинает снижаться. А при температуре 100 С и выше коррозия практически отсутствует. Это можно наблюдать на примере паропроводов, где температура теплоносителя как раз выше 100 °С.

       При снижении температуры происходит процесс притока влаги из грунта, в которой содержится кислород и другие агрессивные газы. Процесс этот происходит через изоляцию трубопроводов, то есть получается, что переменная температура теплоносителя увеличивает наружную коррозию. Также при влажном грунте и теплоизоляции возрастает электропроводимость, что приводит к увеличению опасности электрической и электрохимической коррозии.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *