Здравствуйте! В качестве запорной арматуры на отопление используются в основном задвижки, вентили, и краны шаровые. Вентили используются на трубопроводах небольших диаметров во внутренней системе отопления, и на магистральных тепловых сетях в основном в качестве воздушников и сбросников.
Задвижки на отоплении бывают клиновыми и параллельными (дисковыми). В клиновой задвижке одним из основных элементов конструкции является клин, который и служит затвором в задвижке. Когда задвижка закрывается, клин плотно входит в отверстие между двумя седлами задвижки. Седла расположены под углом друг к другу. Таким образом, обеспечивается герметичность.
В параллельных задвижках конструкция несколько отличается от клиновой. Уплотнительные поверхности седел расположены не под углом, а параллельно друг другу. В конструкцию входят также еще два диска и небольшой клин. Когда задвижка закрывается при помощи штока, диски распорным клином прижимаются к уплотнительным поверхностям седел задвижки, обеспечивая таким образом герметичность.
Основная разница между клиновыми и параллельными задвижками в том, что у параллельных задвижек уплотнительные поверхности проходят параллельно друг другу, а у клиновых под углом.
Напишу немного про маркировку задвижек. Вот, например задвижка 30с964нж. Что означают эти буквы и цифры? Первые две цифры обозначают тип арматуры. В данном случае 30 – это задвижка, а для клапана (вентиля) например, цифры соответственно 14 и 15. Далее, буква с – обозначает материал, из которого сделан корпус арматуры, с – это сталь. Цифры после буквы с обозначают особенности конструкции задвижки, в нашем случае эти цифры говорят о том, что задвижка с электроприводом. И последние буквы говорят нам о том, из какого материала сделаны уплотнительные поверхности задвижки. Так нж – это нержавеющая сталь.
Кроме клиновых и параллельных задвижек в отопительных системах в качестве запорной арматуры широко используются краны шаровые на средних и больших диаметрах трубопроводов. О шаровых кранах и особенностях их конструкции я писал в этой статье. С появлением современных и стойких уплотнителей этот вид арматуры стал просто незаменимым.
Я сам в последнее время использую для монтажа и ремонта исключительно шаровые краны, причем на любых диаметрах трубопроводов (ну мне в основном в работе с диаметрами труб больше dу 100 мм сталкиваться не приходится).
Буду рад комментариям к статье.
Только с шаровыми при сварке нужно быть поокуратней, что бы не подпалить фторопласт установленный внутри шара служащий для герметичности. Мы обычно при сварке поливаем шар периодически водой, да при установки его желательно что бы он был в отрытом состоянии.
Да, Сергей, абсолютно все верно. Все тоже самое делаем.
Я одно время не понимал о чем идет речь, когда говорили что нужна запорная арматура в сантехнике. В моем понятие было арматура это железные пруты и больше ничего.
Да, Олег, в каждой отрасли есть свои особенности, свои профессиональные термины.
Фотографии у вас в статьях хорошие. Всё наглядно, с нужного ракурса снято.
Спасибо, Зинаида, за признание моих скромных фотографических заслуг!
Зинаида, почему удивляться, ведь фотографии сделаны профессионалом в своей области и ракурс выбран не случайно
Подскажите, на шаровом кране на вводе в многоквартирный дом указаны направления поворота рукоятки — open и второе не помню. Open — я правильно понимаю это положение «открыто»?
Да, Евгений, вы все правильно понимаете, Open — это положение «открыто».