Кран шаровый — как выбрать?

Здраствуйте, уважаемые читатели! Конструкция шарового крана известна уже давно, но широкую популярность они приобрели в последние 10-15 лет, благодаря появлению современных материалов, используемых в качестве уплотнителей, в особенности тефлона. Конструкция такого крана проста, как все гениальное.
 
Любой кран шаровый имеет корпус и  подвижную деталь затвора, имеющую сферическую форму тела вращения – шар, отсюда и название шаровой кран, со сквозным отверстием, через которое и проходит поток воды.Открывается и закрывается кран поворотом ручки на 90 градусов.Конструкция стальных шаровых кранов такова, что его корпус не имеет болтовых разъемов, как в задвижках и вентилях,  где могла бы происходить утечка воды.Это и обеспечило кранам шаровым преимущество над предшественниками из ряда запорной арматуры – задвижками, вентилями.Рассмотрим, как правильно выбрать кран шаровый.
 
кран шаровый латунныйкран шаровый dy 20
                                                                                     

На что прежде всего обращаем внимание? Смотрим на поверхность, если поверхность корпуса неровная, на ней имеются наплывы, микротрещины, увеличена толщина стенок, значит кран изготовлен методом литья; это – подделка. Ведущие производители шаровых кранов изготавливают их методом горячей ковки или горячего прессования. В целях экономии подделки в Китае производят методом литья. Поэтому то и они отличаются от оригинальных изделий неровной поверхностью корпуса, наплывами, и материал имеет неоднородную структуру, и вследствие этого надёжность его невысока.

Далее, смотрим на корпусе шарового крана маркировку. Это давление PN,  означающее величину наибольшего давления в кг/см², которое может выдержать кран. Здесь принцип такой, чем больше, тем лучше, в случае гидроудара такой кран выдержит большой скачок давления. Затем на кране  обозначают еще диаметр  – например обозначение – DN 20 и DN 15. Диаметр на кранах обозначается внутренний, в мм. На иностранных кранах ( в частности на фото испанский кран ) наносят еще марку латуни. 

кран шаровый никелированный

На фото видим CW617N — на сегодняшний день это самая лучшая марка латуни, отечественный аналог (ЛС 59-1).  Латунь марки CW617N — это специально созданный сплав латуни для систем водоснабжения и отопления, имеет все  сертифицирующие документы и применяется во всем мире, включая Россию. Состав: медь – 58%, цинк – 40%, свинец – 2%. Конечно и на фальшивке может стоять аналогичная надпись, гарантии нет, но все же обращать внимание стоит. Под ручкой крана обязательно есть гайка, с помощью которой осуществляется регулировка сальникового уплотнителя. В пазу белые тефлоновые уплотнители.

Они должны хорошо двигаться относительно штока. В подделки часто устанавливают черные сальники из резины. Если при использовании шаровой арматуры появится течь, то гайку нужно просто подтянуть. Она должна хорошо прижать кольцо уплотнения. В поддельных кранах встречаются различные подобия уплотнителей штока. Они будут держать, но сальники в этот момент не прижимают. Соответственно подтянуть их вы не сможете.

кран шаровый в разобранном виде

        На чем еще следует остановиться? Шар крана известного производителя изготовлен из кованой латуни, потому поверхность такого шара блестящая и гладкая. Подделку, или кран невысокого качества, выдают шероховатости и матовая поверхность. Смотрим на шар,  латунные шары подвергаются алмазной шлифовке, а затем их покрывают никелем или хромом. В результате, шар получает идеальную зеркальную поверхность. У поддельных шаров поверхность тусклая и шероховатая. В подделках зачастую используется шар из электротехнической стали, для того, чтобы утяжелить конструкцию, проверить это можно магнитом,  шар не должен притягиваться магнитом. Если притягивается, шар сделан из блестящей электротехнической стали, которая быстро проржавеет.

Кран, сделанный из латуни, он по весу довольно тяжелый, и визуально это чувствуется. Кран из силумина или цинка будет легче по весу. Если на кране есть защитное покрытие из хрома или никеля, то определить визуально, сделан ли кран из латуни  трудно. Часто советуют сделать царапину на корпусе крана, и под ним должен выступить желтый цвет, если латунь, белый – если силумин ( сплав алюминия с кремнием), серебристый – цинк.

Но я думаю, вряд в магазине вам позволят этим заниматься, поэтому можно посмотреть в частности на  резьбе крана, внутренней или внешней, зачастую можно увидеть как проступает слой латуни.  Кстати, насчет покрытия из хрома или никеля, для чего оно делается? Причины две : первая – хоть латунь не корродирует, но если вода идет с большой температурой, больше 100 °С, то если на корпус изделия нет защитного покрытия, могут появляться точечные дефекты поверхности, это происходит, потому что из латуни вымывается цинк, и частично свинец.  Свыше 150 °С латунь вообще не рекомендуется применять. И вторая причина, по которой наносят это самое покрытие – более эстетичный вид, кран с таким покрытием  выглядит красивее.

         На иностранных кранах нужно смотреть еще надпись. Обязательно должно Made in Italy, или Made in Spain. Итальянские краны вообще самые лучшие, это эталон качества на сегодня. На подделках обычно просто пишут название страны, и искажают название фирмы, вставляют, или убирают одну букву.

кран шаровый made in Spain

 Итальянские краны достаточно дорогие по цене, и сейчас в магазинах  в основном в продаже бюджетные варианты недорогих производителей. Пример такого крана представлен на самом первом фото в статье . Конечно, по качеству они уступают итальянским, однако  дешевле. Вообщем этакие крепкие середнячки.

Мое личное мнение о таких кранах — они неплохие, среднего уровня. Силуминовые краны, которыми бувально были завалены полки магазинов лет 7-8 назад, сейчас, к счастью, встречаются гораздо реже.И немного про эксплуатацию кранов – кран шаровый предназначен для работы только в двух положениях – либо он полностью открыт, либо полностью закрыт. Для регулировки он не предназначен, и в промежуточное положение ставить его не рекомендуется, так как в этом случае увеличивается  нагрузка на уплотнители и срок службы такому крану вы сокращаете раза в два.


3 комментарий на «Кран шаровый — как выбрать?»

  1. михаил пишет:

    Вы не рассказали про надписи на итальянком кране. А они там совсем др например 11 37 125G или BRS C US 5G. на таких кранах понятен только диаметрDN15 или ½ italy. Ручка желтая могу предположить что только по газу кран.

    Ответить
  2. admin пишет:

    На итальянском кране должно быть надпись Made in Italy. Если надпись Italy, или Made Italy, то это не фирменный кран. У вас, Михаил, вы пишите, ½ italy. Желтая ручка — да,  это газовый кран. С ними как то редко приходилось сталкиваться. Требования к уплотнителям у такого крана выше.

    Что означают надписи 11 37 125G и т.п., не знаю. Если кран не итальянский, можно только догадываться. Если настоящий итальянский, то можно посмотреть в тех.документации на кран. Тех. документацию на кран можно найти на сайте фирмы производителя.

    Ответить
  3. Максим пишет:

    В дополнение данной статье, хотел сказать про разновидности соедеинения шаровых кранов. А они бывают : двухходовые, трехходовые, двухходовые неразборные, двухходовые разборные фланцевые, неразборные (цельносварные) фланцевые, трехходовые разборные под приварку и т.д...

    Полный список шаровых кранов по спецификациям тут — _http://promarmatura.kz/krany-sharovye. Каждый шаровый кран с различным типом соединения имеет свои свойства и недостатки. Вот вам идея для расширения или продолжения этой статьи.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *