Топливное хозяйство

Доставка топлива на тепловые электростанции

     Твердое топливо на тепловые электростанции доставляют: железнодорожным, водным, автомобильным транспортом. Намного реже используют гидротранспорт по трубам и подвесные канатные дороги.

     В нашей стране, как и за рубежом, для доставки топлива на ТЭС применяют преимущественно железнодорожный транспорт.

     Парк железнодорожных полувагонов колеи 1524 мм состоит в основном из четырехосных универсальных полувагонов грузоподъемностью 63 тонны и шестиосных – 93 тонны. В настоящее время используются также восьмиосные 125тонники. Указанные вагоны оснащены нижними разгрузочными люками, торцевыми распашными дверьми и не приспособлены для перевозки влажного топлива в районах с низкой зимней температурой.

     Поэтому в зимнее время влажное топливо промерзает на глубину от 200 до 600 мм и в отдельных случаях смерзается в монолит, а люки, предназначенные для разгрузки топлива самотеком, примерзают к обшивке полувагонов. Люки универсальных полувагонов открываются под углом 23° и 31°.Так как угол естественного откоса топлива равен 35-50°, для разгрузки полувагонов такого типа применяют специальные машины и механизмы (бурорыхлительная машина).

     Кроме этого, для перевозки массовых сыпучих грузов в эксплуатации находятся шестиосные саморазгружающиеся полувагоны грузоподъемностью 90 тонн. Этот саморазгружающийся вагон имеет двухконтактное днище с углом наклона к горизонту 50° и восемь боковых разгрузочных люков, открывающихся централизованно пневматическим приводом. Разгрузка осуществляется через люки, и перевозить в этих полувагонах можно зимой только сухое, не подверженное смерзанию, и мелкое топливо.

     Для снижения налипания топлива и уменьшения коррозии частей, соприкасающихся с углем, в Америке (США), например, полувагоны делают из алюминиевого сплава, или с облицовкой внутренних поверхностей кузова нержавеющей сталью.

     Топливо твердое (уголь, сланец, торф) поставляют железнодорожными составами грузоподъемностью до 4-5 тысяч тонн. Длительность отработки составов на тепловых электростанциях, включая разгрузку, зачистку, маневренные операции, оговаривается при составлении договора.

     Для южных и центральных регионов страны обработка железнодорожных маршрутов из 60-65 полувагонов продолжается 2-4 часа в летний период, и увеличивается в зимний период до 4,5-5 часов, а для регионов Урала и Сибири – до 7-8 часов.

Схема топливного хозяйства

     Топливно – транспортное хозяйство современных теплоисточников представляет собой комплекс сооружений, машин и механизмов, предназначенных для:

1) Приема поступающих и отправки разгруженных железнодорожных вагонов

2) Размораживания топлива в полувагонах перед разгрузкой, если поступает смерзшееся топливо

3) Разгрузки поступивших железнодорожных вагонов

4) Внутристанционного транспорта топлива к бункерам парогенераторов или на склад

5) Хранения и выдачи топлива со склада

6) Дробления топлива до установленных нормами размера кусков

7) Распределения топлива по бункерам котлов

     Кроме этого, в тракте топливоподачи устанавливают механизмы для улавливания и удаления металлических и древесных предметов с целью предохранения технологического оборудования от поломок, контрольно-измерительные приборы, измеряющие количество поступившего топлива.

Разгрузочные устройства с вагоноопрокидывателем

     Их применяют в нашей стране и за рубежом при поступлении на теплоисточник низкокачественного топлива с повышенной влажностью, низкой сыпучестью, склонного к смерзанию при низкой температуре. Применять вагоноопрокидыватели экономически целесообразно на тепловых электростанциях с расходом топлива более 150 тн/час. Они позволяют снизить количество эксплуатационного персонала, занятого на разгрузке, уменьшить длительность простоя железнодорожных вагонов на территории теплового источника, разгружать большее количество топлива в минимально короткие сроки.

     На электростанциях с расходом топлива свыше 150 и до 400 тонн в час устанавливают один вагоноопрокидыватель, выше 400 тонн в час и до 1250 тонн в час, устанавливают два вагоноопрокидывателя, свыше 1250 тонн в час – три вагоноопрокидывателя. В нашей стране применяют следующие виды вагоноопрокидывателей:

а) Роторный (круговой), который разгружает вагоны поворотом их вокруг продольной оси на угол до 175°.

б) Боковой, который разгружает вагоны подъемом и опрокидыванием их поворотом на консольной платформе.

в) Торцевой, который разгружает вагоны наклоном их в сторону одного из торцов.

     Для разгрузки полувагонов грузоподъемностью до 125 тонн применяют разгрузочные устройства с роторными вагоноопрокидывателями.

     Производительность принимается исходя из 10 циклов в час, то есть 10 полувагонов грузоподъемностью 93 и 125 тонн , 12 циклов в час для вагонов 60 тонн. Для мелкого топлива размер ячейки решетки под бункером топлива принимается 350×350 мм, для крупнокускового 550×550 мм. Для предотвращения поломок от случайных металлических предметов, попавших в топливо, в качестве привода барабана питателей применяют магнитный сепаратор.

     Управление вагоноопрокидывателями и механизмами по надвигу и откатке полувагонов осуществляется оператором с щита управления, расположенного в разгрузочном устройстве. Для зачистки вагонов от остатков топлива на вагоноопрокидывателе установлены вибраторы с возмущающей силой около 45 кН.

Разгрузочные устройства со щелевыми бункерами

     Такие устройства используются в тех случаях, когда доставка топлива на теплоисточник осуществляется в саморазгружающихся вагонах с боковой разгрузкой. Такой тип разгрузочного устройства применяют только при расходе топлива не выше 150 тонн в час. Топливо из полувагонов разгружается в бункер, расположенный под железнодорожными путями. В случае подачи топлива с плохой сыпучестью или смерзшегося топлива для ускорения разгрузки применяют бурорыхлительные машины и наклонные вибраторы.

     Сверху бункер топлива перекрыт решеткой для предотвращения попадания в тракт крупных кусков замерзшего топлива. Оставшиеся на решетке крупные куски измельчаются дробильно-фрезерными машинами. Как правило, наземная часть разгрузочного устройства отапливается в зимний период.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *