Федеральный закон № 261-ФЗ об энергосбережении

      Здравствуйте, друзья! Закон об энергосбережении, или как полностью звучит его название, Федеральный Закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внес заметные изменения в сферу энергосбережения в стране. Реализация этого закона коснулась практически каждого жителя страны. Рассмотрим последовательно, из каких глав, пунктов и положений состоит данный закон.

Закон с изменениями на 29.12.2014 г. можно скачать здесь:

Федеральный закон 261 об энергосбережении

      Глава 1 – «Общие положения». Здесь читаем об основных понятиях, определениях, и формулировках, используемых в этом законе. А также о сфере действия и применения данного закона. Глава 2 – это «Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Следует очень длинный перечень прав и полномочий федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления в области реализации закона.

      Глава 3 – «Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Один из ключевых пунктов здесь — это статья 10, «Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров». Здесь речь идет о том, что государство берет под контроль выпуск, ввоз на территорию страны, реализацию товаров с установленными показателями энергоэффективности. То есть все товары должны иметь соответствующую маркировку, отражающую класс энергоэффективности. Затем очень важный подпункт в этой статье номер 8, где говорится о том, что с 1 января 2011 запрещены к продаже и использованию лампы накаливания мощность 100 Вт и более. Вот этот подпункт коснулся абсолютно всех. Я уже писал про свое отношение к этому запрету в этой статье. Считаю этот запрет поспешным. Запрет на лампы накаливания свыше 75 Вт с 1.01.2013 г и и 25 Вт с 1.01.2013 приведен в законе с формулировкой «может быть введен». По факту такого запрета, как известно, нет.

      Еще один важный подпункт статьи 10 – номер 9. Энергосберегающие лампы, как известно, содержат ртуть, пусть и в минимальных количествах. Поэтому с 1 января 2011 г. вводится государственная программа утилизации вредных отходов. Очень важны статья № 11 и 12 об обеспечении энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. Здесь читаем о порядке управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений. Собственники зданий, строений, сооружений должны и обязаны проводить мероприятия по повышению их энергоэффективности. Это так же является обязанностью лица, ответственного за содержание жилого дома.

      Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения. Организации — поставщики энергоресурсов обязаны ежегодно предлагать собственникам жилого дома, садовым товариществам, коттеджным объединениям проведение мероприятий по энергосбережению, в том числе способы финансирования этих мероприятий. Лицо, ответственное за содержание жилого дома обязано доводить до сведения собственников предложения по энергосбережению, разрабатывать соответствующие планы и мероприятия, в отопительный период регулировать подачу тепла в целях его сбережения.

      Следующая интересная статья — № 13. Здесь читаем про обеспечение учета используемых энергоресурсов. Еще одна статья закона, которая коснулась абсолютно всех. Здесь очень много текста, про конкретные даты и сроки установки всех видов приборов учета энергоресурсов. Как индивидуальных, так и общедомовых. Как известно, всем в эти в сроки не удалось уложиться. Но, в общем, реализация этого закона в плане установки приборов учета идет довольно активно.

     Статья № 14 – «Повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований». Здесь читаем о региональных, муниципальных программах энергосбережения, о перечнях мероприятий по повышению энергоэффективности. Безусловно, программы энергосбережения дело нужное. Но зачастую делаются формально, то есть главное, чтобы такая программа была, а реализовывать ее никто особо и не собирается.

     Глава 4 – «Энергетическое обследование. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования». Целями таких энергетических обследований согласно закона являются: выявление реального расхода потребления энергоресурсов, определение показателей энергоэффективности, составление перечня мероприятий энергосбережения и их оценка в денежном эквиваленте, и наконец, составление энергетического паспорта. Вообще согласно закона такое энергообследование добровольно за исключением организаций, для которых энергоаудит обязателен. Это:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в части 2 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

     Эти организации обязаны были провести первый энергоаудит до 31 декабря 2012 года, далее проводить энергетическое обследование один раз в пять лет.
Затем закон говорит нам о том, что энергоаудит могут проводить только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО). У юр лиц должно быть не менее 4 энергоаудиторов, у ИП не менее одного. В состав членов СРО должно входить не менее 15 юридических лиц и 10 физических лиц-специалистов по энергетическим обследованиям или не менее 40 физических лиц — специалистов по энергетическим обследованиям.

      Энергоаудиторы должны иметь специальную подготовку и необходимые для энергетических обследований знания. В СРО должен быть создан компенсационный фонд в размере не менее чем два миллиона рублей для гарантирования удовлетворения возможных претензий Потребителя. Со стороны государства за деятельностью СРО осуществляется контроль Госнадзором путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка проводится один раз в три года.

      Глава 5 – «Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов)». Энергосервисный контракт – это договор, в котором предусматривается выполнение компанией-подрядчиком работ по внедрению энергосберегающих разработок на предприятии заказчика. Здесь очень подробно расписано, для чего и как заключается такой договор ,что он должен в себе содержать, какие пункты. Честно скажу, мне лично не приходилось сталкиваться по факту с заключением такого договора–контракта. Пока это редкость, хотя я и знаю пару организаций, которые такие контракты заключили.

     Глава 6 – «Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». Вообще, по моему мнению, эта глава закона должна была быть одной из ключевых в законе, если не самой ключевой. Народ у нас по умолчанию не очень то доверяет законодательным инициативам от власти. Поэтому информационная поддержка, разъяснение, и даже пропаганда (дело то нужное) закона №261 должны быть обеспечены в очень мощном объеме. Читаем, что говорится обо всем этом в законе.

     Вообщем здесь очень много правильных пунктов и подпунктов – и об распространения в СМИ тематических теле- и радиопередач, информационных программ о мероприятиях и способах энергосбережения, о информировании потребителей об энергетической эффективности товаров, о распространении информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры, и об организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность. Но все же, думается, эту информационную поддержку можно было осуществлять в более большем объеме и более грамотно.

      Глава №7 – «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности». Здесь ключевой, по моему мнению, пункт – о том, что начиная с 1 января 2010 года планирование затрат на энергообеспечение организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного) производится исходя из уровня затрат в 2009 году с ежегодным снижением на 3%.

      Экономия полученная сверх 3% остается в распоряжении организации и может быть направлена на увеличение фонда оплаты труда. Сам я не работаю в бюджетной сфере, поэтому не могу сказать, как там обстоит дело с энергосбережением. Но слышал, что не все гладко и хорошо. Особенно «радует» фраза закона, о том, что экономия, полученная сверх 3% может быть направлена на увеличение заработной платы. То есть может быть, а может и не быть.

     Глава №8 – «Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Государством предусмотрена поддержка закона№261, а именно:

1) содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов);

3) содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

4) содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности;

5) поддержка региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения производства и оборота, аналогичных по цели использования товаров, результатом использования которых может стать непроизводительный расход энергетических ресурсов;

7) содействие в осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

8) иные предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности направления.

Меры поддержки реализуются через государственные программы. Вообщем, наверное, нельзя говорить ,что ничего не делается в том плане. Делается, конечно, но все таки в недостаточном объеме.

      Глава 9 – «Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и ответственность за их нарушение» . Очень короткая глава, где в общем говорится о государственном контроле в сфере энергосбережения, и об ответственности за нарушения в этой отрасли.

     Глава 10, заключительная, так и называется – «Заключительные положения». Здесь подробно расписано, какие изменения вносятся в законодательство Российской Федерации в связи принятием закона об энергосбережении № 261, указаны конкретные федеральные законы и кодексы,в пункты которых вносятся изменения. Также здесь можно прочитать, какие суммы штрафов предусмотрены за те или иные нарушения №261-ФЗ от 23.11.2009г.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *